Свежие новости
Дата: 23.06.2021


СТАТИСТЫ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!

ЕВгений Фомичев, международный гроссмейстер, международный арбитр



Любой шахматист с первых шагов освоения «гимнастики ума», буквально «с молоком матери» впитывает понятия статичная (т.е. неподвижная) фигура, статичный фигурный кластер или вся позиция в целом, что пешечная атака монарха противника при односторонних рокировках будет успешной лишь при статичном (зафиксированном) центре, что в статичных позициях конь ценнее слона, благодаря своей способности кузнечиком перепрыгивать пешечные тромбы шахматных сосудов, линий и диагоналей, и т.д., и т.п.
То же самое и в «поэзии шахмат», где новый адепт композиции сталкивается с принудительной или добровольной пассивизацией своих или неприятельских фигур, с замурованиями Клинга (частичное) и Зеебергера (полное лишение подвижности), самозапатование, блокада неприятельских фигур или построение собственной неприступной крепости в этюдах.
Если статичных фигур в исходной позиции задачи (этюда) достаточно много, то имеет смысл говорить о композициях-статистах. Если большинство статистов – белые фигуры, то мы видим белого статиста, а если все наоборот, то черного. Или черно-белый статист в смешанном случае. Предлагаю ввести квоту в 50% (что логично) неподвижных от общего количества фигур для введения термина «композиция-статист». Сам же термин «статист» совсем недавно был рождён известным турецким составителем многоходовок, задач-миниатюр и отцом-основателем популярного у композиторов сайта ChessStar Ферхатом Кармилем, ранее известным как Ферад Какабадзе.
До недавних пор задачи и этюды-статисты, ничтоже сумняшеся, без детального анализа оптом и в розницу стригли под одну гребёнку гротесков (гротеск – преувеличение), приводя в своё оправдание некитайскую триаду №№1-3.

1. С. Лойд
N.Y. Nunday Herald
1889
2. Т. & C. Льюис
The Problemist
2004, I приз
3. А. Галицкий
Шахматный журнал
1892, I приз
#2                                      12+11 #2                                         6+11 #2                                           7+2


№1. Американо-индийская тема: 1.Bf8! – 2.Qa1#, 1…Bxb2, Kxb2 2.Bxh6, Qa3#. В задаче много ненужных для ее проведения фигур обоих цветов. Сам же автор с присущим ему лукавством объяснял их наличие желанием максимально приблизить исходник к практической игре.
№2. А это пример современного (авторы – супруги Тони и Сэлли!) прочтения темы, без фигурного балласта и с переменой функций ходов. 1…Ne7, Qc5 2.Rd5, Re6#, 1.Qe4? – 2.Rd5#, 1…Bxe5 2.Qxe5#, 1…Qxa5!, 1.Qe3? – 2.Rd5#, 1…Qxa5 2.Qc5#, 1…Nf7!, 1.Qh5? – 2.Re6#, 1…Nf7 2.Qg6#, 1…Rd5!
1.Bc1! – 2.Qf6#, 1…Kxe5, Bxe5, Rd5, Bc4 2.Qf4, Bxa3, Qxd5, Nxc4#.
№3.
Letzform – уже Мередит, хотя и не столь насыщенно, как в №2: 1.Ba4!, ZZ с тематической парой 1…Bxe4, Kxe4 2.Bd1, Bc6#.

4. А.Кремер
American Chess Bulletin
1948, I приз
5. О.Вюрцбург
Norvich Mercury
1913
6. А.Кузовков &Co
Шахматы
1973, I приз
#3                                         5+5 #4                                        9+11 #3                                        5+15


Понятно, что в мире статистов рулят композиции-брюнеты и метисы, а блондинам остаётся лишь нервно курить в сторонке из-за значительных проблем по устранению дефектов.
Еще одна особенность жанра – та, что пассивные фигуры через ход-другой рискуют превратиться в рой вырвавшихся из гнезда разъярённых ос, что определяет тематику статических задач и этюдов: темпоигра, цугцванги, критические (антикритические) ходы, распатования, образования батарей, превращения пешек, замурования, освобождения линий, активность белого короля и т.д., что более характерно для многоходовок. С многоходовыми статистами можно познакомиться на сайте ChessStar, включая оба тематических конкурса.
Впрочем, есть (и в заметном количестве!) короткие задачи статисты. В №4 – правильные маты с превращениями-блокированиями: 1.Bb1! – 2.Na2+ Kxb1 3.Nbc3#, 1…cbQ,B 2.Na3! Q,B- 3.Na2#, 1…cbR! 2.Nd4! a3 (2.Na3? – пат!) 3.Na2#, 1…cbN 2.Na2+ Kc2 3.Nd4#. Богемская рапсодия с квартетом «моделей». Забавно, но автор – один из классиков логической школы!
А в №5 уже чёрный Аллюмвандлунг на одном поле. Обнаружено в книге Ф. Хлубны «VerNunkene Nchatze. ProblemkunNt von 1891-1913», сборнике лучших задач всех жанров в предрассветных (или предальбомных?) сумерках современной шахматной композиции. 1.Bb5! (ZZ) edQ 2. Qa8! Qe2 3. Qe8, 1… edR 2. Kh2! Kxf2 3. Bc5+, 1… edB 2. Qxb3! Be2 3. Qxc2, 1… edN 2. Nd3+ Ke2 3. Ne5+. Очень изобретательно!
№6. А тут Александр Кузовков, вместе с партнёрами по молдавскому треугольнику той эпохи Михаилом Кузнецовым и его тезкой Марандюком, «сообразили на троих» 3 взаимных замурования 3 черных фигур на одном поле g1 с логикой. Есть пробные игры 1.Qh6? Bg1!, 1.Nf6? Qg1! Решает 1.Kf8! (1.Kf7? d1Q! 2.Re4 Qxd5+!) – 2.Re4 с разделением матов по Флеку 2…Bg1, Rg1, Qg1 3.Qh4, Qg7, Qe5#, 1…Qg1 2.Qh6! – 3.Qf4# (2…Bg1?, Rg1?), 1…Bg1 2.Nf6! – 3.Ne4# (2…Rg1?, 2…Qg1?), 1…Rg1 2.Qf6! – 3.Qg5# (2…Qg1?, 2…Bg1?).
Всех 3 пробных игр едва ли можно добиться, ибо «сопротивлялся матерьял, он стать задачей не желал». Пешечный огород по 5-й линии не столько стережёт белую ладью, сколько чёрную ладью е1, могущую шахнуть белого короля на 8-й линии.

7. Е.Фомичев
Variantim
2020
8. Г.Чех
Orbit
2000, II приз
9. Г.Чех
StrateGems
2000, I приз
#3                                        13+7 h#9                                      8+12 h#10                                   9+14


№7 – уже статист-метис с достаточно редкой, но специфично короткой, трёхходовой идеей – последовательным белым Умновым на втором (на одно поле!) и матующем ходах:
1.Bh3! – 2.Kf1! – 3.Qe1#, 1…g3 2.Qf1! gf2+ 3.Ke2#, 2…g2 3.Ne2#, 1…Rxa2 2.Nf1! – 3.Qd2#,
плюс полутематический довесок 1..gf3 2.Qxf3 – 3.Ne2#.
Наивно думать, что статисты – порождение только прямых матов, их предостаточно и в жанре «конспирации», как назвал первую, собственноручно изобретённую задачу на кооперативный мат ее автор, известный шахматист-практик Макс Ланге. №№8, 9 составлены талантливейшим венгерским композитором Габором Чехом, трагически погибшим от рук грабителей, на тему «штурм королевской крепости», столь популярной в статистах на прямой мат. И здесь мы видим Аллюмвандлунг (а в №9 – квартет коневых превращений – рекорд!), жертвы белых и черных королев, темпоходы черных.
№8: 1.h2 d8Q 2.h1B Qg5 3.Bg2+ Qxg2 4.fg2 Ke2 5.f1R e7 6.Rf8 efN 7.g1Q Ne6 8.Qxg8 Nd4 9.Qxb3 Nxb3#.
№9. 1.h1N Nd6 2.h2 Nf5 3.Ng3+ Nxg3 4.h1N Ne2 5.fe2+ Kg2 6.f1N Rc7 7.Bg3 Rxc2 8.Bxe5 Rxc2 9.Bxg7 Rxc1 10.bcN Bxg7#.

Очень даже нескучные шоу! Матовые финалы обеих задач совершенно непредсказуемы, а посему нерешаемы вручную за доской. Более того, по словам Дэна Мейнкинга, тогдашнего редактора раздела коопматов американского журнала StrateGems, полная проверка №9 на его компе заняла более 120 часов. Вот такие «крепкие орешки» и нужно давать в пресловутых «онлайн соревнованиях по решению», где только ленивый не пользуется компьютерной поддержкой!

10. Е.Фомичев
Победа-65
2010, III приз
11. Е.Фомичев
Problem Forum
2018
12. Е.Фомичев
Олимпиада в Батуми
2018, 2-й похв.отзыв
S#19                                      8+7 S#9                                     10+11 S#11                                     8+11


Долог путь к финалу и в обратке №10, игра во многом созвучна многоходовым статистам на прямой мат, но с самоматовой спецификой. Стой белая ладья – на b5, то это вызывало бы желанный самомат ab5#. Но 1.Be1 Kc5 2.Bf2+ Kc5 3.Re3 слишком рано, поля d6, d4 свободны. Их атакует кавалерия с помощью двух последовательных манёвров: 1) Na2→c2, 1.Bd2! Kc5 2.Be3+ Kc6 3.Bc1! Kc5 4.Ba3+ Kc6 5.Nb4+ Kc5 6.Nc2+ Kc6; 2) Nc2->f5, 7.Bc1! Kc5 8.Be3+ Kc6 9.Bd2! Kc5 10.Bb4+ Kc6 11.Be1! Kc5 12.Bf2+ Kc6 13.Ne3! Kc5 14.Nf5+ Kc6. Наконец финальная комбинация 15.Re3! Kc5 16.Rb3+ Kc6 17.Be1! Kc5 18.Rb5+ Kc6 19.Bb4! ab5#.
В жанре кипергани есть и специфичный метод конструирования многоходовых статистов, который я называю «1 удар – 2 удара на матовом поле», позволяющий осуществлять самые разнообразные перестроения белого материала. Абсолютный чемпион мира в этой «весовой категории» – украинец Иван Сорока, но проиллюстрировать сказанное проще всего собственной задачей №11. Главный план 1.Qd5+ ed5 2.Bxe5+ Bxe5#, но 2…Ke6!, 3.Ke3. Следовательно, поле e6 должно быть атаковано слоном f1, e3 блокирует конь g2.
1.Bh3?? невозможно, 1.Ne3 слишком медлительно. Поскольку «шахматы – трагедия одного темпа», то указанные манёвры нужно реализовать с темпом, чередуя 1 и 2 удара на матовом поле е5: 1.Qe4! (>2.Q,Bxe5+) Bf8 2.Qf3! (>3.Bxe5+) Bg7 3.Qe2! (>4.Q,Bxe5+) Bf8 4.Ne3! (>5.Bxe5+, e3 блокировано!) Bg7.
Сейчас ферзь возвращается на диагональ a8-h1 5.Qh2! (>6.Bxe5+) Bf8 6.Qh1! (из угла a8 в угол h1!, но не 6.Qg2? Bg7 7.Bh3??, перекрывая дорогу слону) Bg7 7.Bh3! Клетка e6 атакована и главный план проходит без помех – 7…. 8.Qd5+ ed5 9.Bxe5+ Bxe5#.
Главное при составлении подобных многоходовых киперганей – найти эффектное разрешение конфликта сторон в финале.
Ну и дуэль фигур – куда же без неё? В №10 белая ладья справляется с неприятельским слоном, хотя решение начинается по принципу «1 удар – 2 удара» на матовом поле f5 с главным планом 1.Qh7 – 2.Qxf5+ Nxf5#, 1…Bb1! Белым нужно либо скушать слона, либо перекрыть диагональ, отсюда вытекает и логика борьбы: 1.Qh7! (>2.Qxf5+ Nxf5#) Bb1 2.Rf8! (>3.Rxf5+ Bxf5 4.Qxf5+ Nxf5#) Ba2 3.Ra8! Bb1 4.Ra1! (>5.RxB and 6.Qxf5+) Bd3! (4…Bc2? 5.Rc1 and N#10) 5.Rd1! Bc2! (5…Be4? 6.Re1 and N#9) 6.Rc1! Bd3! 7.Rc3! Be4 (b1) 8.Re3! Bc2 9.Re5! Bd1 10.Re4! – 11.Qxf5+ Nxf5# (10…Bc2??).
Все здесь замечательно, кроме низкого отличия. Увы, судья конкурса З.Гавриловски известен как стопроцентный адепт задач с малым числом ходов.

13. Г. Граземан
Dt. Schachzeitung
1962, I приз
14. Ферхат Кармиль
SuperProblem
2014, I-III приз
#16                                      7+11 #10                                      4+11


В заключение заметим, что композиции-статисты отнюдь не порождение сегодняшнего дня, они известны с юношеской поры «поэзии шахмат». Встречались еще у С.Лойда, У.Шинкмана, О.Вюрцбурга, Г.Венинка и прочих классиков. Большим мастером статистов был выдающийся немецкий проблемист и теоретик логической (новонемецкой) школы Герберт Граземанн. Долгие годы для обозначения задач-статистов даже использовался (в том числе и Вашим покорным слугой) термин «в стиле Г.Граземана».
В его шедевре №11 для победы белый король должен взять на абордаж своего визави через е6-d5 и матом на c4. Взять недостающие темпы можно только поддав с темпом-распатованием пешку g2 под чёрную h6. Прямого 1.Rh3 нет – черные запатованы, поэтому ладья приходит на нужное поле посредством занимательных перестроений:
1.Rd3! Kc4 2.Rd2+! Kb3 3.Rf2! 3...Bb2 4.Rf3+ Bc3 5.Bd3 Bb2 6.Be2+! Bc3 7.Rd3! Kc4 8.Rd1+ Kb3 9.Rh1! Bb2 10.Rh3+ Bc3 11.g3! 11...Bb2 12.g4+ Bc3 13.g5 hg5 14.Ke6 g4 15.K×d5 gh3 16.Bc4#, 11...B×d4 12.g4+ Bc3 13.Ke6 d4 14.Kd5 d3 15.B×d3 Bg7 16.Bc4#. И все это без компьютерной поддержки!
Завершим наше путешествие по королевству статистов прелестной №12 автора термина. Главный план 1.Nc3+? Ka1 2.Nc2#, 1...Kxc1! Он реализуется лишь при слоне на а3, для чего белые остроумно теряют темп шахом на b2: 1.Ba3! Ka1 2.Nc1 Kb1 3.Ncd3 Ka1 4.Bb2+ Kb1 5.Bc1 Ka1 6.Ba3 Kb1 7.Nc1 Ka1 8.Nca2 Kb1 9.Nc3+ Ka1 10.Nc2#. Чёрной слон g3 предотвращает дуаль 4.Nxf4 и отход на d5 решает, т.к. у черных появился запасной темпоход пешкой f5-f4 – стандартный и эффектный приём логической школы, реализованный в десятках многоходовок.
Как видим, жанр композиций-статистов богат и жизнеспособен, ибо нет плохих тем, стилей и жанров, а есть лишь некоторые неудачные произведения и не всегда адекватное судейство, но это уже совсем другие «песни»!



Первоисточник, журнал «64 — ШАХМАТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» № 6/2021



Назад в раздел




Текст сообщения*
Загрузить изображение