Свежие новости
Дата: 25.12.2013 01:00:00


Творческая лаборатория


Процесс творчества один из самых интересных и неподдающихся научному анализу актов самовыражения личности! Это нечто прекрасное, которое в минуты «погружения в самую суть предмета» отделяет творческую личность от окружающего его внешнего мира таким образом, что он для него в определенные мгновения начинает просто не существовать. Он переходит в тот нереальный мир подсознательного, с прикосновением которого его бросает в упоительный и трепещущий жар неосознанного…
И что интересно, чем больше начинаешь понимать что-либо в творчестве, в частности, связанное с композицией, тем становится ясно, насколько ты далёк от истины, называемым Совершенством:

Все стремятся познать сущность жизни вокруг.
Разве можно раскрыть этот замкнутый круг?
Ведь чем шире круг знаний, тем линия больше
Прикасается с вечностью тайны, мой друг.

Февраль, 2012

Составление многоходовых задач один из самых интересных и захватывающих моментов в творческом процессе. Оно не поддаётся сухому логическому анализу, оно выше его в познавательном плане. Лишь после материализации творческого акта, оно подаётся мышлению в вербальной форме. Простите за витиеватость изложения.
Итак:
Перебором фигур на шахматной доске была найдена следующая позиция:

Рис.1

#13
Решил поупражняться с «настольной программой» ChessBase (в последнее время я не составляю задачи многоходового жанра без компьютера) и он мне показал занимательный финал с правильным матом. Я переставил фигурки интуитивно, слона на поле а3 (Рис.1), а коня на поле f4.
Поставил на решение. Всё получилось! И тут начался творческий процесс.
Зацепка имелась, осталось доработать идею, усложнив её. К сожалению, выяснилось, что имеются многочисленные дуали, связанные с ходами слона и коня.
Покажу вам решение, которое выдала машина:

1.Kc2 Ke1 2.Bb4+ Kf1 3.Be7 Ke1 4.Bh4 Kf1 5.Bg5 Ke1 6.Nd3+ Ke2 7.Nc1+ Kf1 8.Bh6 Ke1 9.Bd2+ Kf1 10.Na2 Ke2 11.Nc3+ Kf1 12.Ne4 Ke2 13.Ng3#, а вот дуали: 8. Bf4,Be3 и 10.Ne3.

Стало понятно, что нужно добавить ещё одну черную фигуру, чтобы у белых не было возможности выжидательного хода слоном. Мало того, надо было решить проблему, связанную с дуалями коня. Решение проблемы интуитивно нашлось: черная пешка на поле f5!



#17
Счастливым образом решились сразу две вышеназванные проблемы. Я сразу понял, что нахожусь на правильном пути. Однако мне не нравилась в этой задаче смысловая загруженность белых фигур, так как ходы слона и коня не носили в себе отпечаток завершенности и цельного замысла. То есть налицо красивая форма с «бесформенным содержанием». В задаче явно чего-то не хватало! Статичность черных фигур меня не очень радовала?! Единственное, что можно было сделать, это придать хоть какую-то динамику черным пешкам. О черных слонах не могло быть и речи, так как данная конструкция «блокировала» всякого рода фантазийные амбиции моего творческого самолюбия.
Задачу отправил Саше Сыгурову (кстати, это его идея описать творческий процесс над данной задачей), чтобы она была опубликована в журнале «Шахматная композиция».
На достигнутом я не остановился, так как понимал, что задачу можно улучшить. Поэтому продолжил над ней работу. Встал вопрос, какую пешку сдвинуть назад g2 или h2? О пешке на поле h2 не стоит думать по той простой причине, что находясь на поле h3, она дает возможность выхода «в свет» чернопольного слона, а тот в свою очередь – черному королю. Учитывая специфику позиции, данный вариант отпадал само собой. Вот пешка на поле g2 меня заинтересовала всерьез. Представьте, конь находится на поле f4, черная пешка на поле g3 и король черных на поле g2. То есть теоретически такая позиция возможна в этой задаче. Например, конь белых стоит на поле c3, король черных на поле f1 и слон белых, к примеру, на поле a3, вот позиция:


#17
1.Nd5! Kg2 [1...f4 2.Nxf4 g2 (2...Bg2 3.Nd5 h1Q 4.Ne3#) 3.Kc2 Ke1 4.Bb4+ Kf1 5.Be7 Ke1 6.Bh4 Kf1 7.Bg5 Ke1 8.Nd3+] 2.Nf4+ Kf1 3.Bd6! g2! [3...Bg2? 4.Nd5 f4 5.Bxf4]
4.Kc2 Ke1 5.Bb4+ Kf1 6.Be7 Ke1 7.Bh4 Kf1 8.Bg5! Ke1 9.Nd3+ Ke2! [9...Kf1 10.Bd2 Ke2 11.Nf4+ Kf1 12.Nh5] 10.Nc1+ Ke1 [10...Kf1 11.Bd2!]
11.Bd2+ Kf1 12.Nd3 Ke2 [12...f4 13.Bc1! Ke2 14.Nxf4+ Kf1 15.Nh5 Ke2 16.Ng3+ Ke1 17.Bd2#]
13.Nf4+ Kf1 14.Nh5 f4 15.Bxf4 Ke1 16.Bd2+ Ke2 17.Ng3# Здесь ход слоном на поле d6!, заставляющий черных сыграть пешкой, тем самым, заблокировав своего слона, и ход – на поле g5!, чтобы контролировать поле e3, просто завораживающе красивы.
Кстати, задача увеличилась на четыре хода (!). И это не простое увеличение количества ходов, а увеличение количества ходов взаимосвязанных общей идейной составляющей. Порою автор, чтобы многократно реализовать некий маневр, увеличивает количество ходов в задаче, за счет движения черных пешек, ошибочно полагая, что он этим улучшает задачу. В корне не верное техническое решение! Это просто количественное, формальное увеличение ходов, которое ничего не имеет общего с улучшением содержания задачи. Так как полное раскрытие любой идеи, в частности в шахматной композиции, предполагает глубокое структурное изменение задачи. Ибо только в этом случае количественное изменение переходит в качественное! Это, кстати, один из основных фундаментальных законов философии – «Закон перехода количественных изменений в качественное».
Итак! Задача, как будто бы готова окончательно и не подлежит изменению.
Однако Саше Сыгурову долго не пришлось ждать (терпеливый молодой человек, как и Дима Туревский, которого я однажды тоже «достал» своими изменениями и извинениями), через день он получил новую версию моей многоходовки. Вот она:


#19
1.Bc4+! Kg2 2.Bf1+! Kxf1 3.Nd5 Kg2 4.Nf4+ Kf1 5.Be5! g2! [5...Bg2 6.Nd5 f4 7.Bxf4!]
6.Kc2 Ke1 7.Bc3+ Kf1 8.Bf6! Ke1 9.Bh4 Kf1 10.Bg5! Ke1 11.Nd3+ Ke2! [11...Kf1? 12.Bd2 f4 13.Bc1 Ke2 14.Nxf4+ Kf1 15.Nh5 Ke1 16.Bd2+ Kf1 17.Ng3#]
12.Nc1+ Ke1! [12...Kf1? 13.Bd2! f4 14.Nd3 Ke2 15.Nxf4+ Kf1 16.Nh5 Ke2 17.Ng3#]
13.Bd2+ Kf1 14.Nd3 f4 15.Bc1! Ke2 16.Nxf4+ Kf1 17.Nh5 Ke1 18.Bd2+ Ke2 19.Ng3#
Натолкнула на эту позицию идея с жертвой слона на втором ходу в задача Граземана, когда свою многоходовку я рассматривал за шахматной доской. В задаче Граземана жертвуется две фигуры – ферзь и слон, лишь для того, чтобы конь смог с темпом сыграть на поле, которое было занято одной из белых фигур.
Я сразу подсел за компьютер, добавил белого слона на поле d5 и задача засияла новыми красками. Через некоторое время спустя, я нашёл новую позицию со слоном на поле d4!




#19
1.Nd5 - 2.Ne3#, но 1.Nd5??
1.Bc4+! Kg2 2.Bf1+! Kxf1 3.Nd5 Kg2! [3...f4? 4.Be3 (4.Nxf4 g2) 4...Kg2 5.Nxf4+ Kf1 6.Bc1 g2 7.Kc2 Ke1 8.Bd2+ Kf1 9.Nh5 Ke2 10.Ng3#]
4.Nf4+ Kf1 5.Be5! [5.Be3? Bg2 6.Nd5 7.Ne3#??]
5...g2! [5...Bg2!? 6.Nd5 f4 7.Bxf4! h1Q 8.Ne3#]
6.Kc2 Ke1 7.Bc3+ Kf1 8.Bf6 Ke1 9.Bh4 Kf1 10.Bg5 Ke1 11.Nd3+ Ke2! [11...Kf1? 12.Bd2 Ke2 13.Nf4+ Kf1 14.Nh5 f4 15.Bxf4 Ke2 16.Ng3+ Ke1 17.Bd2#]
12.Nc1+ Ke1! [12...Kf1 13.Bd2 f4 14.Nd3 Ke2 15.Nxf4+ Kf1 16.Nh5 Ke2 17.Ng3#]
13.Bd2+ Kf1 14.Nd3 f4 15.Bc1 Ke2 16.Nxf4+ Kf1 17.Nh5 Ke1 18.Bd2+ Ke2 19.Ng3#
Малозаметная перестановка фигуры, придало задаче тот глубокий смысл, который был потенциально заложен в ней. Так в чем дело?
А дело в том, что к финальной позиции белые могут подойти только в случае контроля белым слоном поля e3, чтобы шахами коня в определенный момент не выпустить «на волю» черного короля. И парадокс заключается в том, что слон уже сейчас контролирует это поле, почему-то затем снимает контроль над ним с тем, чтобы вновь взять впоследствии «на мушку» окружение короля черных!
Мало того, появился ложный след, а именно:

5.Be3? Bg2 6.Nd5 7.Ne3#??

Короля белых я переставил на поле d1 – люблю ставить фигуры белых, особенно королей на белые поля, правда, потом всё-таки переставил его на поле d2, так как в этом случае коню белых «открывается» поле на d1.
Данную задачу я считаю одной из лучших в своём творчестве и посвящаю её моему другу Мыколе Чернявскому (Львов), который присудил моей «подобной» задаче высшее отличие, разделив на ЮК «Гарсия-65» с задачей выдающегося композитора современности Михаила Марандюка призовые 1-2 места, тем самым, дав «толчок» к созданию моего детища!
Чтобы достичь больших высот в любом деле, нужно это дело любить беззаветно и работать над собой в поте лица, до самозабвения…
Я могу себя назвать счастливым человеком, хотя бы потому, что имею только одно несчастье быть шахматным композитором. :-)

P.S. Дорогие авторы, присылайте и вы свои творческие откровения на сайт, мы с радостью их опубликуем. Не забудьте прислать и свои фотографии. ;-)

Ферхат Кармиль



Назад в раздел