Свежие новости
Дата: 16.10.2012


ЯПОНИЯ, ДАЛЕКАЯ И НЕ ОЧЕНЬ

Могу ошибиться, но мне кажется, что Тадаши Вакашима впервые появился на Конгрессе шахматных композиторов в Тель-Авиве в 1996 году. Как-то само собой получилось - мы подружились. С тех пор прошло много лет, делегация из Японии становилась то чуть больше, то чуть меньше, но регулярно выходил журнал «Problem Paradise», как и ежегодные конкурсы с призами в виде японской водки саке. Несколько раз я был упомянут среди лауреатов, но только один раз в соавторстве с Валерием Гуровым удостоился бутылки в 330 граммов. Оказалось, что получить ее гораздо проще, чем попытаться свести воедино в одном и том же месте и в одно и то же время двух россиян и одну чекушку. Наверное, с десятой попытки это удалось.  

Каждый раз, встречаясь с Тадаши на конгрессах, вместо слов приветствия я задавал вопрос: когда мы встретимся в Японии. Со временем количество задающих такой вопрос увеличивалось и было ясно - кризис назревает. Про обжору говорят: легче убить, чем прокормить. Тадаши понял - избежать надоевших вопросов можно было только одним путем, что он и сделал на Конгрессе шахматной композиции в Иеси год назад, пригласил в Японию. Справедливости ради заметим – это было уже второе приглашение, впервые оно прозвучало на Критском Конгрессе 2010 года. Тогда выбрали солнечную Италию. Поскольку Тадаши приехал без ритуального кинжала для харакири и ассистента с самурайским мечом, стало ясно – отступать он не намерен! Поэтому во второй раз делегаты от стран-участниц последовали другой пословице – «куй японца, пока горячо». И проголосовали в большинстве за страну восходящего солнца, несмотря на более выгодное с экономической стороны предложение в лице Польши.

Кандидаты на поездку в Японию стали изучать наиболее выгодные маршруты доставки себя на очень дальний Восток, попутно набирая знания об этой стране частично с помощью книг,  но в основном через Интернет. Официальное знакомство с требованиями к правилам проникновения в Японию начались с японского посольства. Очень заинтриговал вопрос в анкете: не занимались ли Вы организацией притонов (иначе говоря, борделей)? Я сначала подумал, что это специальная анкета для шахматных композиторов. Потом оказалось - анкета стандартная. Стало приятно, что за придурков держат не только нас.

Большинство россиян выбрали рейс корейской авиакомпании с посадкой в Сеуле. Это же предпочли «братья по несчастью» из Украины. Отсюда первые аперитивы еще до посадки в самолет. На рейсах компании «Корея эйрлайн» действует правило «все включено», поэтому русским пользоваться услугами этой авиакомпании не рекомендую. Регистрировались мы не в числе первых, поэтому нам достались остаточные места. Пришлось время от времени вставать, чтобы не быть обвиненным в грехе - дегустации в одиночестве. Апофеозом перелета была просьба одного из наших соотечественников незадолго до посадки: принести виски и воду. За долгий перелет проводницы разобрались в том, «кто есть ху», и посчитали, что пассажир имел в виду «уодка», а не созвучное «уота». Так коллекция товарища пополнилась стаканчиком виски с запиванием стаканчиком водки.

Приземление прошло в штатном режиме. Большинство членов двух делегаций решили провести шесть часов в аэропорту. Перваков, Копылов и я решили использовать данное время более продуктивно. Дело в том, что виза Японии (как и США) действительна на тот же период и для Южной Кореи. Паспортный контроль, отпечатки пальцев, и мы на свободе. Похвальна была бдительность полицейского на выходе из аэропорта: как только мы стали садиться в такси, сфотографировали на всякий случай и нас, и водителя. Я не понял, это была превентивная мера для предотвращения ограбления нас со стороны водителя, или наоборот. Скорее всего, и то, и другое. Идея была омыть тело в Желтом море, для чего надо было прибыть на место, обозначенное на картах, как пляж. На деле это оказалось простираемую на 50, если не больше, метров тину. Удивительно, что коренные жители выезжают на такого рода природу семьями, как мы на озеро или в лес.

Нормальные Перваков и Копылов решили ограничиться пивом на фоне прекрасного пейзажа. Мне стало жалко потраченного зря времени и, если уж нельзя помыться, то надо хотя бы запачкаться. Хватило метров на двадцать, чтобы потом три раза мыть под краном обувь и нижние конечности (если не сказать, что подмываться). Поскольку в промежутке между обмыванием я присоединялся к друзьям на открытой веранде, те удовольствия от пива не получили, запах тины перебивал все.  

В аэропорту Осаки встретились с композиторами Грузии, Греции. Германии и других стран. Первые обнимания начались еще там, и продолжились на катере (или маленьком корабле), который перевез нас до монорельсовой дороги. Еще немного и почти ночью мы прибыли в отель, расположенный на одном из островов, которые японцы сами и создали. Для экономии места я не буду говорить о впечатлениях собственно от Японии: желающие могут полазить в Интернете и найти много интересного. Меня лично больше всего поразило отсутствие охраны в гостиницах (никто никого не грабит) и , наоборот, наличие просторных туалетов на каждой станции метро. Захочешь помочиться мимо - не получится. И еще потрясающая информация (и повторяющаяся) о том - куда едет тот или иной поезд, и куда ведет тот или иной выход. Находясь на станции метро, трудно придумать вопрос, на который нельзя было бы найти ответ. Но если все же такое произойдет, то улыбающиеся японцы к Вашим услугам.

Отель сам по себе был стандартный. Более того, он вполне хороший, но… Всего 3 «тусовочных» места в разных концах отеля с двумя столами в каждом. Поэтому приходилось бегать по отелю в поисках нужного человека, и часто он оказывался или в номере, или непонятно где. И отсутствие бара. Впрочем, это имело свой плюс; приходилось затариваться в супермаркете (что в итоге оказалось дешевле), а потом созваниваться с друзьями, приглашая их к себе, или напрашиваясь на приглашение сам.

Удивило еще количество помощников, которых пригласил (или нанял) Тадаши Вакашима для проведения Конгресса. Мне казалось, что такого количества личного состава хватило бы для проведения целой шахматной Олимпиады. Впрочем, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Почему-то вспомнил Илью Кетриса, нескольких его помощников (и помощниц) хватило для проведения Конгресса в Юрмале с числом участников, вдвое превышающих нынешнее. Еще удивило отсутствие стационарных компьютеров, и это в суперразвитой стране мира. Наверное, на будущее надо внести какие-то требования к организаторам Конгрессов в этой области. Понятно. что много участников привозят с собой свои ноутбуки, но много – это еще не все. В холле гостиницы стоял один компьютер, который постоянно зависал. Плохо информировался мир о происходящем (если вообще подавалась какая-то информация).

В программе Конгресса была официальная экскурсия в древнюю столицу Киото. Приятно, что нашлась русскоговорящая гид, которая много рассказывала в автобусе о Японии, но не забывала при этом делать перерывы, чтобы дать народу возможность поговорить между собой. Многие участники посчитали, что грех ограничиваться только Киото. Кто-то добрался до Хиросимы и даже Токио, кто продлил свое пребывание в Японии на несколько дней. Я остановился на Наре (столицы Японии до Киото) и Осаке.

Результаты соревнований не принесли больших сюрпризов. Команда России заняла третье место в Чемпионате мира по решению, что соответствовало наиболее вероятному. Прошло, как всегда, много конкурсов составления. Рассказывать подробно не буду; желающие рано или поздно найдут все на сайте Федерации. Мне лично из льющегося ничего не досталось. Впрочем, это не совсем точно. На заключительном банкете вино было по требованию. Естественно, пригодились призы, полученные в соответствующих конкурсах. 

Под занавес банкета к нашему столу подъехала бутылка водки в руках одного нашего коллеги. И тут я вспомнил о маленьком эпизоде с турниром «Водка». Опытный композитор из дальнего, но так родного нам зарубежья, составил хорошую задачу на кооперативный мат. Все было бы ничего, но на диаграмме вместо черного ферзя он поставил букву, означающую черного короля. Поскольку таковой уже имелся, позиция была нелегальной. Исходя из решения, судья моментально определил истинное намерение автора. Совесть не дать приз не позволяла, но надо было получить хоть какую-то моральную компенсацию. Все соревнования к тому моменту закончились, и можно было немного расслабиться. Я отправился в холл, где увидел автора той злополучной задачи в кругу друзей. Рассказав о сути происшедшего, я сказал, что бутылку он получит, но как человек честный, он обязан на ней… пардон, он обязан ее вернуть. В шутку пошел торг: только половину и т.д. Эпизод быстро забылся. И вот на банкете мы получили в подарок по 50 граммов на брата. Есть  еще справедливость на свете!           

До банкета было заключительное заседание комиссии. Последний (и самый интересный) вопрос – о месте проведения следующего Конгресса. Собственно, кандидатура была только одна - грузинский Батуми. Некоторую настороженность могла вызвать позиция только России (учитывая нынешнее состояние наших отношений), но в Батуми уже проходило много соревнований по шахматам и никаких ограничений для той или иной страны не было. Заседания Комиссии, открытые для всех, правда, кроме меня, на этом заседании присутствовал только один наблюдатель.

С делегатом из Грузии Давидом Гургенидзе у меня давно сложились особенные отношения, и отказать себе в удовольствии хоть на одно мгновение что-то публично заявить я не мог. В английском языке первый и последний слог слов «качество» и «количество» звучат одинаково. Грех было этим не воспользоваться, пытаясь поставить организаторов предстоящего Конгресса «на счетчик». Сказав, что качество грузинского вина очень известно по всему миру, я задал вопрос, как по поводу количества, которое будет предоставлено участникам Конгресса. Последнее слово заглушил всеобщий смех. Мне почему-то кажется, что Конгресс в Батуми пройдет на очень низком уровне, если брать за критерий наиболее частое положение тел его участников. Дожить бы.. 

Потом были сутки гуляний по дневному и ночному Сеулу, где в районе дешевых гостиниц нередко можно услышать русскую речь. И долгий перелет в Москву в самолете корейской авиакомпании с .. (см. абзац №4).




Игорь Верещагин
, международный арбитр по шахматам и шахматной композиции

                     

 



Назад в раздел