Об этюдах (краткий обзор).

Этюд шахматный искусственно составленная позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить задание без указания количества ходов. Из-за этого этюд стоит значительно ближе к практической игре, чем задача. Начальная позиция этюда, как правило, естественна и напоминает положение из партии - обычно из эндшпиля, реже - из середины игры. Композитор, составляющий этюды, называется этюдистом.
По заданию этюды делятся на две группы: на выигрыш - белые начинают и выигрывают (в задании указывается просто: выигрыш), на ничью - белые начинают и делают ничью (задание: ничья)
Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором единственного пути, ведущего к выполнению задания. Скрытность и трудность решения этюда достигаются замаскированностью основной идеи с помощью вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры.
В этюде должны быть соблюдены основные принципы шахматной композиции. На пути развития этюда они претерпевали изменения: расширялся круг тематики, изменялись требования к форме. По содержанию этюды также делятся на две группы: аналитические, в которых на первый план выступают элементы анализа; комбинационные, в которых главное значение имеет идея произведения, комбинация. Аналитические этюды стоят особенно близко к партии, их можно рассматривать как раздел эндшпиля, но с соблюдением принципа единственности решения.

История возникновения и развития этюда (краткий обзор)
Этюд возник как самостоятельная форма композиции из мансуб и при анализе окончаний партий. Однако по существу история этюда начинается лишь с середины XIX века. Вначале этюды имели аналитический характер и форсированное решение. Таким было большинство произведений в первом опубликованном сборнике И.Клинга и Б.Горовица (1851) «Шахматные этюды или окончания игр». В дальнейшем в творчестве ряда этюдистов начинают формироваться творческие принципы современного этюда ( датчанин Йесперсен, латыши Зеверс, Амелунг и др.). Принцип экономичности построения, утвердившийся в задаче, становится ведущим и в этюде. Постепенно изживается форсированность решения, разработываются новые технические приёмы. Именно в сборнике И.Клинга и Б.Горовица олее двухсот искусных примеров шахматной стратегии, иллюстрированных диаграммами...Издано Г.Моттом, Лондон,1851... С посвящением Говарду Стаунтону) впервые появляется термин «шахматный этюд» и именно применительно к определённому роду шахматных произведений. Также впервые в одной книге собрано столь большое количество композиций, отличающихся от всего, что существовало в шахматах до этого времени. Ещё со времён древних мансуб и из работ итальянской школы, от Ф.Стаммы до А.Филидора, известны позиции, которые могут быть отнесены к этюдам. Но это отдельные примеры. С появлением сборника Горвица и Клинга этюд предстаёт как новый вид творчества в шахматах. Напомним, что шахматная задача, другой вид композиции, к этому времени имела уже большую историю. Вышли в свет авторские сборники выдающихся проблемистов Андерсена (1842г.), О.д`Орвиля (1842г.), Ю.Бреде (1844г.). Появился в 1846г. сборник А.Александра «Коллекция лучших шахматных задач», содержавший свыше 2000 композиций. Казалось бы, выход специального сборника этюдов должен был послужить импульсом к стремительному развитию нового жанра. Но этого не произошло. После небольшого периода оживления, когда во всех шахматных изданиях перепечатывались произведения Горовица и Клинга, очень скоро наступает затишье. Постепенно исчезает и практически забывается само название «этюд». Во всех западноевропейских языках и сейчас ещё в лучшем случае термин «этюд» применяют лишь как добавление к слову, обозначающему окончание партии: «Endgame studie», «Endspielstudien», все сборники Г. Ринка озаглавлены им «Fins de partie». Сохранениетермина «этюд» в русском языке целиком обязано М.Чигорину, который во всех своих изданиях последовательно применял название «шахматный этюд». Почти до конца 19 в. шахматный этюд влачил жалкое существование. Единственной новой книгой было переиздание Горовицом их совместного с Клингом сборника 1851 г., дополненного новой серией опубликованных в «Чесс мансли» в 1881-1883 гг. Первое издание её вышло в 1884г., а второе - после смерти Горовица, в 1889. В книге Ройкрофта «Тест тюб чесс» (1972) приводиться полный список конкурсов на составление шахматных этюдов с начала их проведения до 1910 года. Первый конкурс был организован в 1862 году в связи с международным шахматным конгрессом в Лондоне. Победителем вышел Горовиц. До конца века было ещё объявлено семь конкурсов, из которых два так и не закончились. («Паламед»,1865г. и «Стратежи»,1879г. Завершились лишь три конкурса в Англии («Сосайти», 1882г., «Кройдон гардиан», 1885г., и «Бритиш чесс мэгезин»,1885г.), один в США («Цинциннати коммершл»,1884г.) и один - в России («Ригер тагблатт»,1895г.). Для сравнения: в задачной композиции во втoрой половине прошлого века конкурсы стали рядовым явлением, к 80-м годам сформировалось несколько национальных школ, вышли фундаментальные работы - сборники задач, содержащие и солидные теоретические исследования, в которых излагались принципы задачной композиции и особенности отдельных направлений. Это книги выдающихся проблемистов: Лойда (1878), Мэкензи (1887), Бергера (1884), сборник английских авторов со вступительной статьёй Планка (1887), сборник чешских задач с предисловием Поспишила (1887г.). Каким же был этюд того времени, в чём суть воплощавшихся в нём замыслов? Если по характеру задания, решения этюд как - то определился, то по содержанию он не нашёл ещё своего лица. Этюд второй половины 19 в., с одной стороны, ещё крепко связан с практическим эндшпилем, а с другой - на него значительное влияние оказывала бурно развивающаяся шахматная задача. Взаимодействие этих двух сил прослеживается во всей истории этюда в прошлом веке. Первый сборник Горовица и Клинга содержит в основном этюды типично зндшпильного характера. Недаром их ещё и теперь охотно цитируют в руководствах по разыгрыванию окончаний. Вот пример №1. Вообще против слона и двух связанных пешек, достигших третьей горизонтали, ладья бессильна. Здесь, однако, дело осложняется тем, что заперт слон. По замыслу авторов, чёрные выигрывают тонкими маневрами, начинающимися жертвой слона и приводящими к его освобождению:

№1 Б.Горвиц, И.Клинг
«Шахматные этюды...»,1851
+ 2+4

1... Bg1 2.Rc2 Bh2 3.Ra2 Kh3 4.Rb2 Be5 5.Ra2 Kg4 6.Ra4+ Kd3 9.Ra3+ Bc3...

Однако в 1881 г. Годуй нашёл эффектное опровержение, основанное на патовых мотивах:

3.Rf2! Bg1 4.Kg1 (или 4.Ra2) 4...e2 5.Rg2+ с ничьёй.

В курсе эндшпиля под редакцией Авербаха позиция №1 приводится под фамилией Годуя и имеет другое задание:
белые делают ничью. Кстати, отсутствие определённых принципов в содержании этюдов приводило порой к разноголосице в присуждениях. Только к концу 19в. появляются композиторы, нащупывающие для этюдов новые пути. Первым здесь следует назвать известного немецкого проблемиста и теоретика эндшпиля Бергера, который в своих исследованиях находит ряд окончаний, содержащих этюдные тонкости.
Этюд №2 содержит интересный контрманевр чёрных с расчётом на выигрыш белой ладьи в случае прямолинейного взятия коня. Этюд завершается позицией цугцванга:

2 И.Бергер
«Теор. и практика зндшпиля»,
1890
+ 3+3

1.Rh6! Ra1 2.Kb2 Ra6 3.Rg8+ Kb7 4.Rg7+ Kb8 5.Kb1 и выигрывают.

Работы прибалтийских композиторов Амелунга и братьев Бетиньшей не преследовали, как у Бергера, никаких прикладных целей и представляли плоды свободной фантазии. Амелунг сыграл известную роль в формировании современного художественного этюда, будучи издателем журнала «Балтише шахблэттер» (1889-1910 гг.), где этюдам удалялось значительное место. Из его собственных произведений приведём №3 с двумя отвлекающими жертвами, после которых единственная уцелевшая пешка оказывается недосягаемой для чёрных слона и коня.

3 Ф.Амелунг
«Дейче шахцейтунг»,1894
= 3+4

1.Re7+ Kxe7 2.g8Q Nxg8 3.h7 и выигрывают.

Пешечный этюд 4 интересен первым ходом, теряющим темп,чтобы предупредить возникновение цугцванга белых.

4 Я.Бетиньш
«Шахматный журнал»,1894
+ 3+3

1.Kf3 c6 2.Kf4 c5 3.Ke4 Ke8 4.Kd5 Kd7 5.Kc4 Ke8 6.Kxc5 d3 7.Kd6 d2 8.Ke6 d1Q 9.f7# ; 1...Ke8 2.Ke4 c5 3.Kd5 итд.

Тонкие маневры в 5 направлены на предупреждение позиции цугцванга.

5 К.Бетиньш
«Стратежи»,1896
+ 4+3

1.Ka6 Kc8 2.Ka7 Be3 3.Ka8 Bxb6 4.Bb3 c3 5.Be6+ и 6.Bxf5

Рассмотренные этюды по экономичности построения, соотношению сил могут быть отнесены к эндшпильным позициям, однако в них содержится некоторая «пуанта», чисто этюдная тонкость, и этим они существенно отличаются от позиций Горовица и Клинга, которые в подавляющем большинстве случаев таких тонкостей лишены и представляют собой учебные примеры на эндшпильные темы.